Скажи, Учитель, в чём смысл?

Наш корреспондент посмотрел скандально известный фильм Алексея Учителя «Матильда».

 

 

— Я тебе потом позвоню, после фильма. Если кинотеатр не подожгут…  — предупредил я друга перед сеансом «Матильды».

Такой у нас чёрный юмор. Но возник он не на пустом месте. Ожидать от показа фильма Алексея Учителя действительно можно было всякого. Например, митингующих против его демонстрации православных активистов, звонка о бомбе, заложенной в кинотеатре. Да и возможность поджога кинозалов, которой грозили в случае выхода картины в прокат её фанатичные противники, полностью исключать было нельзя. Но у мостовчан с психическим здоровьем всё оказалось в порядке, и никто смотреть «Матильду» в день её премьеры в нашем посёлке не мешал.

Стоит напомнить: весь сыр-бор с этим фильмом разгорелся с подачи депутата Госдумы, бывшего прокурора Крыма Натальи Поклонской. Она вознамерилась во что бы то ни стало не дать «Матильде» встретиться со зрителем. Фильм, который депутат не видела, оскорбил её религиозные чувства одним своим сюжетом. В нём идёт речь о романе цесаревича Николая (будущего императора Николая II) и балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской . По мнению Поклонской, кино порочит святой образ последнего русского царя (напомню, Николай II и вся его трагически погибшая семья были канонизированы православной церковью).

Пока Наталья Поклонская писала на «Матильду» жалобы в прокуратуру,  в некоторых городах России проводились молебны против выхода кино (при этом опять же никто его не видел). А некие православные активисты из организации «Христианское государство – Святая Русь», одним своим названием уже не имеющей права на жизнь из-за явных параллелей с известной террористической организацией, пригрозили поджигать кинотеатры в случае появления фильма на экранах. В какой-то степени угрозы стали воплощаться. Например, 4 сентября в кинотеатр «Космос» города Екатеринбурга  въехала машина. Водитель поджёг её и скрылся, а когда его задержали, то во время допроса он выразил недовольство намерением кинотеатра показывать фильм «Матильда». Помимо этого произошло нападение на студию Алексея Учителя в Петербурге. В неё бросили бутылки с зажигательной смесью. К счастью, всё это безумие было пресечено правоохранительными органами. Ведь в цивилизованной стране заниматься подобными делами никому не позволено.

Вообще же, нравится это Поклонской или нет,  Николай II был живым человеком, и ничто человеческое чуждым для него не являлось. Мог он и влюбиться в кого угодно. Это нормально. Нет ничего криминально в сюжете фильма в том числе и потому,  что факт увлечения Николая Матильдой действительно существовал.

Самое интересное во всей этой истории, что Поклонская, стараясь не допустить кино к широкой аудитории и  желая предать его забвению, своими действиями пробудила к «Матильде» всеобщий интерес. Теперь о фильме знают все, а посмотреть эту скандальную картину становится делом чести.

Вот и мне эта «Матильда» до известных событий сто лет как не нужна была. Однако, пожалуйста, я здесь – в кинотеатре. Хотя, надо признаться, привёл меня сюда не только скандал вокруг фильма, но и моё представление о режиссёре Алексее Учителе как человеке, способном  снять штучное, оригинальное, или, иначе говоря, авторское кино.  Правда, других картин его я не видел, а представление это основывается лишь на тех новостях, что краем уха доводилось слышать об Учителе. Вроде, значимый режиссёр, серьёзный. Так мне казалось до «Матильды».

Но соглашусь со многими критиками, написавшими в своих рецензиях на фильм, что он не стоит того внимания, которого вокруг него раздули, и что без усилий Поклонской «Матильда» бы тихо появилась на экранах и также тихо ушла в тень кинематографа.

Но сначала коротко о сюжете. Цесаревич Николай будучи на балете в Мариинском театре примечает на сцене балерину Матильду Кшесинскую.  Не приметить её, как убедится кинозритель, было невозможно. Матильда на последующие ухаживания Романова отвечает взаимностью. Однако в скором времени Николаю предстоит вступить на трон и заодно сочетаться браком с немецкой принцессой Аликс (будущая императрица Александра Фёдоровна), которую ему сосватали. Николай мечется между короной Российской империи и любовью…

Поставишь себя на место Николая Романова и понимаешь: выбор действительно тяжёлый. Огромная страна ждёт нового правителя. Очень непросто скинуть эту серьёзнейшую ответственность и жить так, как тебе хочется и с кем хочется. У  императоров так было не принято.  Это сейчас главы государств – счастливые люди: могут жениться на ком хотят. Или вообще не жениться. Но так ли в действительности мучился выбором Николай, как показано на экране?

Скорее всего, нет. В фильме Учителя много вымысла. Он проявляется и в отношениях будущего царя со своими близкими людьми (в том числе и с Матильдой), и в некоторых событиях (например, по фильму Николай падает в обморок на коронации, чего в реальной жизни не случалось). Есть в «Матильде» и полностью придуманные персонажи — такие, как безумно влюблённый в балерину Воронцов в исполнении Данилы Козловского, и иностранный доктор-оккультист, который ставит над несчастным Воронцовым эксперименты. Эти герои вносят в фильм какой-то странный и чуждый его общему настроению элемент голливудского боевика.

Конечно же, Учитель не обязан снимать достоверное историческое кино. Каждый человек имеет право на фантазии, а уж художник  — тем более. Вот, например, одна из недавних фантазий – фильм «Гоголь. Начало», где режиссёр устроил писателю встречу с нечистой силой, о которой Николай Васильевич писал в своих произведениях. Получилось интересно. Другое дело, что у Алексея Учителя, кажется, за этими фантазиями ничего не стоит. Трудно понять, зачем ему понадобилось воскрешать в кадре Николая II и других исторических личностей. Здесь так мало не только реального, но и настоящего. Не найти в «Матильде» настоящей любви, страстей, драмы, настоящих героев-личностей, которым можно было бы как-то сопереживать.

Глядя на Николая II и его семью, на простой русский народ, который провожает взглядом поезд нового царя, тревожишься только об одном – о будущем всех этих людей. Вот-вот в их жизнь ворвётся XX век. Он принесёт с собой революции и войны, страдания и смерть.

 

Дмитрий Бунтури. 

 

 

Кстати

 

В это же время в мостовских кинотеатрах тихо и незаметно идёт кино, которое наши критики называют лучшим российским фильмом года. Это «Аритмия» Бориса Хлебникова: история о простых людях и непростых отношениях между ними. Её герои  — муж и жена, которые трудятся врачами. Они отдают себя работе, а дома переживают кризис в семейных отношениях. Есть вероятность, что после этого фильма вы поменяете отношение к нашим медикам. И даже если врачи скорой помощи опоздают на вызов, постараетесь их понять и простить. 
 
По теме
В кинотеатре опасаются проблем с безопасностью при демонстрации картины. Единственный кинотеатр города Ейска (Краснодарский край) - "Премьер" - отказался от показа фильма "Матильда" режиссера Алексея Учителя .
Объединенная сеть кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» приняла решение показать фильм Алексея Учителя «Матильда» «Активная работа правоохранительных органов и принятые ими меры по разрешению напряженной ситуации
Следственным отделом ОМВД России по Курганинскому району завершено расследование уголовного дела в отношении 37-летнего местного жителя по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 228 УК РФ.
Отдел МВД России по Курганинскому району
Оглашен приговор пластическому хирургу, изуродовавшему красавицу из Сочи - LiveKuban.Ru У нее не закрываются теперь глаза, а он фактически избежал наказания Фото: открытый источник Ленинский районный суд Краснодара огласил приговор в отношении Андрея Комарова – пластического хирурга клиники «МедИст».
LiveKuban.Ru
Читает семья - читает страна - Газета Свет маяков На празднике Неделя детской и юношеской книги каждый школьник сделал для себя потрясающее открытие, выступив в роли артиста (фото автора).
Газета Свет маяков